Суд завершил рассмотрение дела о «революции» в Ростове
Ростовский областной суд завершил рассмотрение скандального уголовного дела о «революции» в донской столице. Сегодня в прениях выступила сторона защиты и сами подсудимые.
1rnd.ru подробно писал, как появилось это дело. На 5 ноября 2017 года известный политик, лидер движения «Артподготовка» (признано в РФ экстремистским и запрещено) Вячеслав Мальцев назначил революцию в РФ.
В этот же день на площадь Советов в Ростове на пикет в поддержку погорельцев пришли Влад Мордасов и Ян Сидоров. Их задержали вместе с другими ростовчанами, которые оказались на площади. Всего, по данным правозащитников, за решеткой оказались 13 человек.
Позже трое из задержанных, Мордасов, Сидоров и не знакомый с ними Вячеслав Шашмин стали фигурантами уголовного дела о подготовке массовых беспорядков в Ростове. По материалам дела, они организовали чат, в котором обсуждали «революцию» в городе, а 5 ноября вышли на улицу с целью «устроить дестрой». Дело появилось благодаря анонимному доносу, а в чате, считают общественники, были провокаторы из силовых структур, которые и призывали к беспорядкам.
- Гособвинение попросило для подсудимых реальные сроки лишения свободы в колонии строгого режима — 8,5 лет для Мордасова, восемь для Сидорова и три года для Шашмина.
Выступления в прениях подсудимых и их защитников начала адвокат Вячеслава Шашмина. Она напомнила, что ее подзащитный - случайный прохожий, которому просто не посчастливилось оказаться в эпицентре полицейской операции.
«Он не причинил никому вреда, не участвовал ни в каких беспорядках, ничего не писал в чате "Революция 5.11.17 Ростов-на-Дону", был задержан в 175 метрах от места "беспорядков", не был знаком с другими фигурантами дела - Сидоровым и Мордасовым. Первые показания он давал под давлением следователя, а адвокат по назначению ничем ему не помогал», - рассказала Ольга Кузьмина, попросив оправдать Вячеслава.
После этого слово взял сам Мордасов. Он напомнил, что по всё дело базируется на том, что отсутствовало. Никто из находившихся на площади не собирался ничего свергать или что-либо крушить. Массовые беспорядки нашлись только на бумаге. Как, собственно, и доказательства вины. Он заявляет, что его показания сфальсифицированы, как и слова свидетелей.
«Свидетель Данилян говорил, что видел видеоролики, которые я ему присылал, а в суде уточнил, что увидел их только в кабинете следователя. Но это были ролики с канала в YouTube Вячеслава Мальцева, который был заблокирован 4 ноября 2017 года, а значит Данилян не мог их видеть», - приводит он пример.
Влад закончил свою речь просьбой его оправдать в связи с отсутствием состава преступления. Зал аплодирует.
Берет слово адвокат Мордасова и продолжает линию, обозначенную подзащитным.
«Меня удивило, что прокурор попросила реальные сроки всем подсудимым. Я ожидала, что обвинение пойдет на компромисс, как обычно в провальных для них делах», - говорит она.
Адвокат называет дело политическим, а преследование — попыткой заткнуть рот свободомыслящей молодежи.
«Презумпция невиновности - не пустой звук, а принцип, выработанный потом и кровью, слезами необоснованно наказанных людей. Это означает, что не подсудимый должен доказывать свою невиновность, а обвинение доказывать его вину. В суде мы этого не услышали», - констатирует она.
Ни события на площади Советов, ни злополучный чат, ни изъятые у задержанных предметы не свидетельствуют о массовых беспорядках или подготовке к ним.
«Изъятые презервативы, громкоговоритель и плакат вообще не могут относиться к данному обвинению», - добавляет адвокат.
Она напомнила, что первые показания из Мордасова попросту выбили сотрудники ЦПЭ, вынудив оговорить себя в отсутствие защитника. По закону это недопустимо.
«Государственные обвинители фактически призывают наказать Мордасова за критический образ мыслей, за невосторженное отношение к российскому государству», - резюмирует она.
Второй адвокат, Мариэтта Арутюнян, тоже остановилась на пытках и о том, на лингвистической экспертизе, которая прошла с нарушениями, а также на праве россиян высказывать свое мнение.
«Власть должны вести диалог с молодежью, которую сама же и воспитала. Вопрос к вам, уважаемые судьи: сохранились ли в России еще основополагающие права человека, такие как право на свободу собраний и высказывания личного мнения? Утвердительный ответ на этот вопрос мы услышим только из оправдательного приговора моему подзащитному», - завершила она.
Ян Сидоров построил свою речь на критике позиции обвинения и также рассказал о многочисленных нарушениях при задержании и в процессе следствия.
«По поводу экспертиз: экспертиза сообщений в чате показала, что там были участники, призывавшие к экстремизму, но среди указанных в экспертизе участников не было ни меня, ни Мордасова. Это не устроило следствие, тогда оно обратилось в частный центр. Тогда другие эксперты просто назвали этот чат экстремистским, а нас - лидерами этого чата», - оценил он материалы дела, представленные в суде.
Сидоров также подчеркнул, что полиция и следствие почему-то не стали искать других «экстремистов» и участников «массовых беспорядков» из чата, ограничившись только задержанием фигурантов его дела.
Его адвокат Анатолий Папыкин попросил суд не учитывать доказательства, полученные под давлением, а также показания свидетелей и результаты обысков. Они нерелевантны сути обвинений в этом уголовном деле.
«Весь корпус доказательств порождает неустранимые сомнения в виновности обвиняемого - по закону все эти сомнения должны трактоваться в пользу обвиняемого», - оценил он работу следователей в целом.
Второй защитник Сидорова Сергей Денисенко сосредоточился на личности человека, по заявлению которого и появилось уголовное дело. Был ли этот человек вообще, задался вопросом адвокат.
«Обвинение не удосужилось представить доказательств существования человека, по заявлению которого начались оперативно-разыскные мероприятия», - констатировал он.
Следующей оправдать подзащитного попросила и адвокат Сидорова по назначению Яна Тарасенко.
В своих последних словах подсудимые отказались признать вину, ещё раз назвали дело фальшивкой и попросили их оправдать. А также поблагодарили всех, кто поддерживал на их на процессе.
«Даже если мне не удастся выиграть этот суд, я уже выиграл приз зрительских симпатий, а это дорогого стоит», - произнес Влад Мордасов, сорвав аплодисменты.
На выступления защиты в прениях сторон и последние слова потребовался целый день. Приговор по делу о «революции» в Ростове областной суд вынесет завтра, 4 октября.